Главная

Базы данных

Вид поиска

Яндекс.Метрика
Область поиска
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: <.>II=С984277953/2022/2<.>
Общее количество найденных документов : 18
Показаны документы с 1 по 18
1.
74.39
А 65


    Андреева, Светлана Витальевна.
    Развитие речи детей с расстройствами аутистического спектра / С. В. Андреева // Специальное образование. - 2022. - N 2. - С. 6-28
ББК 74.39

Кл.слова (ненормированные):
АУТИЧНЫЕ ДЕТИ -- РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА -- РАС -- РАЗВИТИЕ РЕЧИ -- ДЕТСКИЙ АУТИЗМ -- ДЕТСКАЯ РЕЧЬ -- РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -- ГЕШТАТЛЬТ-ВОСПРИЯТИЕ -- НАРУШЕНИЯ РЕЧИ -- ДИЗОНТОГЕНЕЗ -- ДОРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ -- НОМИНАТИВНАЯ СИСТЕМА РЕЧИ -- ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ -- ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ -- МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ -- КОММУНИКАЦИЯ
Аннотация: В статье анализируются особенности речевого развития в норме и при аутистических расстройствах. Акцентируется внимание на особенностях сенсорного восприятия детей с аутизмом, его взаимосвязи с интеллектуальным и речевым развитием. Представлены в равнении основные этапы формирования коммуникативной функции речи при онтогенезе и аутистическом дизонтогенезе. Рассмотрены особенности доречевого развития, предпосылки формирования номинативной речевой системы у детей с РАС и нормотипичных сверстников. Анализируются различные стратегии овладения речью, стадии формирования лексико-грамматического строя, диалогической и монологической форм коммуникации при нормативном варианте развития и у детей с РАС. Описаны особенности формирования коммуникативной ролевой модели "говорящий - слушающий" у детей с аутизмом. Делается вывод об искаженном варианте речи при РАС, обусловленном нарушениями коммуникативного, социального поведения детей, коморбидными психоневрологическими заболеваниями. Подчеркивается особенность становления речи у детей с РАС - возможность ее формирования после сенситивного периода развития. Изложенный констатирующий материал основан на многолетнем практическом логопедическом опыте автора, полученном в Федеральном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с РАС.

Держатели документа:
АКСБ

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ОО (1)
Свободны: ОО (1)

Найти похожие

2.
74.37
Б 26


    Баряева, Людмила Борисовна.
    Симптоматика и механизмы нарушений двигательной сферы у дошкольников со стертой дизартрией / Л. Б. Баряева, Л. В. Лопатина, И. А. Филатова // Специальное образование. - 2022. - N 2. - С. 29-45
ББК 74.37

Кл.слова (ненормированные):
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ -- ДОШКОЛЬНИКИ -- СТЕРТАЯ ДИЗАРТРИЯ -- ДИЗАРТРИЯ -- НАРУШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ -- РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ -- ДОШКОЛЬНАЯ ЛОГОПЕДИЯ -- СИМПТОМАТИКА НАРУШЕНИЙ -- МЕХАНИЗМЫ НАРУШЕНИЙ
Аннотация: В статье представлен анализ симптоматики и механизмов нарушений у дошкольников со стертой дизартрией. Отмечена роль двигательной активности ребенка в его когнитивном развитии. Показано, что первичным звеном в механизме нарушения развития детей со стертой дизартрией является нарушение двигательной сферы. Авторами рассмотрена симптоматика нарушений двигательной сферы у детей изучаемой категории, которая проявляется в нарушениях статической и динамической координации движений. Сделаны выводы о взаимосвязи нарушений двигательной сферы с недостаточностью уровневой организации двигательных актов. Обосновано положение о том, что в структуре двигательной недостаточности детей со стертой дизартрией отмечаются отклонения в функционировании как смысловой, так и технической сторон двигательного акта. С учетом данных неврологического обследования выделены группы дошкольников с различными формами стертой дизартрии: псевдобульбарной, экстрапирамидной, корковой и смешанной. В статье подчеркивается, что нарушение механизмов организации двигательных актов при стертой стертой дизартрии объясняется не только наличием неврологических нарушений, но и несовершенством деятельности уровней центральной нервной системы.

Держатели документа:
АКСБ

Доп.точки доступа:
Лопатина, Людмила Владимировна; Филатова, Ирина Александровна

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ОО (1)
Свободны: ОО (1)

Найти похожие

3.
74.3
Г 96


    Гусейнова, Аща Айирмагомедовна.
    Использование ассистивного оборудования в обучении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / А. М. Гусейнова // Специальное образование. - 2022. - N 2. - С. 46-54
ББК 74.3

Кл.слова (ненормированные):
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ -- НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА -- НАРУШЕНИЯ ОДА -- НОДА -- АССИСТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ -- КОРРЕКЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ -- ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ -- СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ -- ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -- ИНКЛЮЗИЯ -- ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА -- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС -- АНКЕТИРОВАНИЕ -- ШКОЛЬНИКИ
Аннотация: Статья посвящена одной из актуальных проблем современной системы образования в Российской Федерации — получению качественного образования детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата и условиям, которые необходимо создать в образовательных организациях для лиц данной категории. Важным условием качественного образования является использование ассистивного оборудования в процессе формирования необходимых профессиональных компетенций у обучающихся с двигательными нарушениями. В данной статье раскрывается значение ассистивных технологий для реабилитации и поддержки лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, включения их в инклюзивное образовательное пространство, интеграции в современное общество. Рассмотрена классификация ассистивного оборудования по функциональному назначению. Представлены результаты анкетирования специалистов сопровождения и родителей, воспитывающих детей с двигательными нарушениями, по использованию ассистивного оборудования в сопровождении детей данной категории. Указывается на необходимость правильного выбора ассистивного оборудования с учетом особых образовательных потребностей лиц данной категории как в условиях образовательной организации, так и в условиях домашнего воспитания с целью устранения трудностей в обучении. Сформулированы требования, которые необходимо соблюдать в процессе использования ассистивного оборудования в обучении детей с двигательными нарушениями.

Держатели документа:
АКСБ

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ОО (1)
Свободны: ОО (1)

Найти похожие

4.
74.37
К 22


    Карелина, Инна Борисовна.
    Речевой аспект социализации детей с дизартрией / И. Б. Карелина // Специальное образование. - 2022. - N 2. - С. 55-63
ББК 74.37

Кл.слова (ненормированные):
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ -- ДИЗАРТРИЯ -- СОЦИАЛИЗАЦИЯ -- НАРУШЕНИЯ РЕЧИ -- РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ -- ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТЯИ -- ЗРР -- ДЕТСКАЯ РЕЧЬ -- РАЗВИТИЕ РЕЧИ -- КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА -- УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС -- ДОШКОЛЬНИКИ -- ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ -- ДОО -- НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА -- МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ
Аннотация: В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста с нормальным развитием, при этом отмечается, что проблема социализации детей с нарушениями речи в педагогической и психологической литературе освещена недостаточно. Поэтому предметом рассмотрения автора являются особенности социализации детей с таким речевым нарушением, как дизартрия, влияющим на коммуникативную функцию речи, что ведет к нарушению социализации детей с данной речевой патологией. 2022 Автор акцентирует значение вербального языка и речи как факторов полноценной социализации ребенка с дизартрией и предлагает выделить речевой аспект как особую часть процесса социализации личности. В статье используются ключевые понятия социализации личности, раскрывается их содержание. Под речевой социализацией автор подразумевает процесс овладения вербальным языком и речью как основными средствами коммуникации, необходимыми для общения в социуме на свойственном данному возрасту уровне. Эмпирическая часть исследования констатирует наличие проблем в социализации на примере таких детей с речевыми нарушениями (ЗРР дизартрического характера и дизартрия легкой или средней степени тяжести), которые занимались у логопеда в детской поликлинике № 1 и консультативно-диагностическом центре городской детской больницы г. Рыбинска с 1992 по 2018 год, а затем на протяжении 5-10 лет находились под катамнестическим наблюдением, в ходе которого была установлена связь проблем социализации этих детей, в том числе и речевой социализации, с их речевым нарушением, его своевременным выявлением и коррекцией.

Держатели документа:
АКСБ

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ОО (1)
Свободны: ОО (1)

Найти похожие

5.
74.37
К 48


    Клевцова, Светлана Вячеславовна.
    Из опыта изучения детей с тяжелыми нарушениями развития речи / С. В. Клевцова // Специальное образование. - 2022. - N 2. - С. 64-75
ББК 74.37

Кл.слова (ненормированные):
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ -- ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ -- ТНР -- РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ -- АГНОЗИЯ -- АРТИКУЛЯЦИЯ -- ИЗУЧЕНИЕ -- БЕЗРЕЧЕВЫЕ ДЕТИ -- МОЗГОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ -- НЕЙРОКОРРЕКЦИЯ -- ОПЫТ РАБОТЫ -- ДИАГНОСТИКА -- ДОШКОЛЬНИКИ -- АЛАЛИЯ
Аннотация: В настоящей работе затронута проблема безречия у детей, которая не становится менее актуальной, несмотря на то, что ей посвящено большое число исследований. Мы связываем это с тем, что недостаточно раскрытыми являются причины безречия. Одни из них обусловлены слуховыми агнозиями, а другие — артикуляционными апраксиями. Слуховые агнозии рассматриваются в соответствии с тем, являются ли неречевыми (неспособность к различению неречевых стимулов разного рода) или речевыми неспособность членораздельного восприятия звукового состава слов). артикуляционные апраксии также оцениваются исходя из того, являются ли они причиной расстройств повторения слов или распространяются на способность говорить слова спонтанно. Каждый из видов таких апраксий соотносится с соответствующим уровнем мозгового обеспечения: гностико-праксическим или языковым. В данной публикации приводятся наблюдения, отражающие опыт изучения таких детей, основанный на обращении к положениям нейропсихологии и нейролингвистики. Подчеркивается, что дифференцированный подход к диагностике различных вариантов слуховых агнозий и артикуляционных апраксий принципиально важен для правильной оценки состояния и перспектив речевого развития детей, а также для определения стратегии и тактики коррекционного обучения.

Держатели документа:
АКСБ

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ОО (1)
Свободны: ОО (1)

Найти похожие

6.
74.39
Л 77


    Лопатина, Людмила Владимировна.
    Особенности актуализации эмотивной лексики в связном монологическом высказывании младших школьников с психической депривацией / Л. В. Лопатина, М. В. Ковалева // Специальное образование. - 2022. - N 2. - С. 76-85
ББК 74.39

Кл.слова (ненормированные):
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИКИ -- ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ -- МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ -- ЭМОТИВНАЯ ЛЕКСИКА -- СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ -- СВЯЗНАЯ РЕЧЬ -- МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ -- ДЕТСКАЯ РЕЧЬ -- РАЗВИТИЕ РЕЧИ -- УСТНАЯ РЕЧЬ
Аннотация: Статья посвящена проблеме речевого развития детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях дефицита семейного воспитания. У большинства детей, воспитывающихся в условиях психической депривации, страдают все компоненты речевой функциональной системы, в том числе недостаточно сформирован лексический строй речи, особенно понимание и употребление слов с эмотивным значением. В статье рассматриваются особенности организации семантического поля эмотивной лексики, характера вербальных ассоциаций у школьников с психической депривацией, а именно представлены общие закономерности в формировании семантического поля эмотивной лексики у школьников, воспитывающихся в семье и вне семьи, а также специфические особенности формирования семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с психической депривацией, в сравнении не только со сверстниками, но и с детьми более младшего возраста, воспитывающимися в семье; описаны особенности вербального поведения детей, лишенных родительского попечительства, в условиях свободного ассоциативного эксперимента. Особенности лексического строя речи у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, отражают своеобразие познавательной деятельности школьников рассматриваемой категории, ограниченность их представлений об окружающем мире, трудности осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности.

Держатели документа:
АКСБ

Доп.точки доступа:
Ковалева, Мария Владимировна

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ОО (1)
Свободны: ОО (1)

Найти похожие

7.
74.37
М 43


   
    Междисциплинарный персонифицированный подход в реабилитации детей с нарушениями голоса / Ольга Святославна Орлова, Елена Юрьевна Радциг, Полина Александровна Эстрова [и др.] // Специальное образование. - 2022. - N 2. - С. 86-100
ББК 74.37 + 57.336.8

Кл.слова (ненормированные):
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ГОЛОСА -- КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ -- МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД -- ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД -- НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА -- ПОДРОСТКИ -- ЛОГОПЕДИЯ -- ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ -- ДИАГНОСТИКА -- КОРРЕКЦИЯ -- РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ДИАГНОЗ
Аннотация: Изучение детского голоса с позиции реализации междисциплинарности и персонифицированного подхода (ПП) в системе комплексной реабилитации является одной из актуальных проблем современной логопедии и оториноларингологии. В статье приведены данные о распространенности среди детей нарушений голоса, их диагностике и коррекции. Междисциплинарность рассматривается как специфическая форма организации научного знания, базирующаяся на связях между различными дисциплинами и технологиями, позволяющими обеспечить повышение эффективности медико-психолого-педагогического воздействия в процессе восстановления голоса. Обоснована необходимость применения персонифицированного подхода, позволяющего определить индивидуальные особенности голоса ребенка, его личностные характеристики, которые обеспечивают возможность прогнозировать и оптимизировать восстановление и развитие голоса у детей и их профилактику с позиций Международной классификации функционирования и ограничений здоровья детей и подростков (МКФ-ДП) и Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.10.2019 № 878н «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации детей». МКФ-ДП позволяет унифицировать определение индивидуального профиля функционирования ребенка с учетом средовых и личностных факторов, оценивать изменения нарушений здоровья в процессе реабилитации и повышать эффективность социализации и качество жизни лиц с нарушениями голоса.

Держатели документа:
АКСБ

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ОО (1)
Свободны: ОО (1)

Найти похожие

8.
74.32
П 25


    Пенин, Геннадий Николаевич.
    Международное взаимодействие сурдопедагогов как фактор совершенствования обучения детей с нарушением слуха / Г. Н. Пенин, О. А. Базырина // Специальное образование. - 2022. - N 2. - С. 101-111
ББК 74.32

Кл.слова (ненормированные):
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА -- МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО -- ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ -- КОРРЕКЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ -- ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ -- СУРДОПЕДАГОГИ -- НАРУШЕНИЯ СЛУХА -- ГЛУХИЕ ДЕТИ -- СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ -- ЖЕСТОВАЯ РЕЧЬ -- МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация: В целях разработки новой образовательной программы для магистратуры в статье рассматриваются проблемы использования специфических средств коммуникации в образовании лиц с нарушением слуха на разных этапах развития сурдопедагогики с акцентированием важности корректного их применения в практике современной школы для детей с нарушением слуха, изучаются тенденции рынка образовательных услуг. Прежде всего к традиционным средствам коммуникации относятся жестовая речь и дактилология, или пальцевая (ручная) азбука. Кратко характеризуется история применения дактилологии с эпохи Возрождения до наших дней и жестовой речи с XVIII века. Многие ученые - сурдопедагоги и специалисты - практики допускали применение в учебной и внеурочной деятельности неслышащих всех форм речи - устной, письменной, дактильной и жестовой. Для изучения рынка образовательных услуг применялось анкетирование руководителей образовательных учреждений и выпускников бакалавриата. Анализируется разработанная на основании полученных данных новая, созданная на кафедре сурдопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена программа подготовки магистров по направлению 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль) «Вербальная и невербальная коммуникация в образовании лиц с нарушением слуха». Данная программа, по мнению авторов, позволит подготовить отвечающих запросам современной школы, учреждений дополнительного образования и волонтерских организаций выпускников, занимающихся обучением, воспитанием, психолого-педагогическим сопровождением обучающихся с нарушением слуха.

Держатели документа:
АКСБ

Доп.точки доступа:
Базырина, Ольга Антоновна

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ОО (1)
Свободны: ОО (1)

Найти похожие

9.
74.3
П 77


    Приходько, Оксана Георгиевна.
    Модель психолого-педагогического изучения детей с ограниченными возможностями здоровья / О. Г. Приходько, И. А. Филатова, А. С. Авлова // Специальное образование. - 2022. - N 2. - С. 112-127
ББК 74.3 + 88.48

Кл.слова (ненормированные):
ДЕТИ С ОВЗ -- ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ -- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ -- ОВЗ -- ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ -- СКРИНИНГ-ДИАГНОСТИКА -- ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА -- ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ -- ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Аннотация: В статье представлена модель психолого-педагогического изучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Отмечена значимость своевременного выявления и квалификации отклонений в развитии ребенка для разработки индивидуальной программы психолого-педагогической помощи и оказания результативной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. На основании анализа теоретических источников выделены и описаны принципы, условия, направления и этапы психолого-педагогического изучения детей. В качестве ведущих направлений психолого-педагогического изучения предлагается изучение социального, двигательного, познавательного и речевого развития ребенка. Этапы психолого-педагогического изучения детей охватывают период от рождения до подросткового возраста. Приведены примеры психолого-педагогического инструментария, который может применяться на различных этапах диагностической работы. Подробно рассмотрен алгоритм процесса психолого-педагогического изучения детей, который предполагает следующую последовательность диагностических процедур: скринингдиагностика, комплексное обследование детей группы риска, дифференциальная диагностика ребенка командой специалистов, углубленная диагностика для разработки индивидуальной программы психолого-педагогической помощи и оценка эффективности ее реализации. Предполагается, что реализация предложенной модели будет способствовать включению ребенка в процесс целенаправленного коррекционно-развивающего воспитания и обучения, предотвращению появления вторичных отклонений развития и успешной социализации.

Держатели документа:
АКСБ

Доп.точки доступа:
Филатова, Ирина Александровна; Авлова, Анна Сергеевна

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ОО (1)
Свободны: ОО (1)

Найти похожие

10.
74.3р
З-45


    Звягинцева, Анна Алексеевна.
    Развитие и использование информационных технологий в системе высшего дефектологического образования / А. А. Звягинцева, С. Г. Ярошевич // Специальное образование. - 2022. - N 2. - С. 128-142
ББК 74.3р

Кл.слова (ненормированные):
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ -- ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ -- ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ -- ДОТ -- ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ -- ИКТ -- ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ -- ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА -- МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ -- МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ -- ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД -- СТУДЕНТЫ-ДЕФЕКТОЛОГИ -- ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -- ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -- МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ -- ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ -- ПОДГОТОВКА ДЕФЕКТОЛОГОВ
Аннотация: Современное образование в высшей школе активно использует цифровые и мультимедийные технологии, которые обеспечивают доступ к учебным курсам из любой точки мира. Они позволяют применять различные, в том числе высокотехнологичные методики обучения. Цифровое пространство стало неотъемлемой частью учебного процесса. Появляются новые исследования и публикации, посвященные проблеме цифровизации в высшем образовании. Определились наиболее актуальные направления использования информационно-коммуникационных технологий в высшем образовании, накапливается опыт их использования для достижения разнообразных учебно-методических целей. Данная статья освещает проблемное поле применения информационных и мультимедийных технологий, являющихся частью цифровой образовательной среды, в процессе подготовки студентов-дефектологов. Авторы подчеркивают высокую эффективность применения таких технологий в практике российских педагогических вузов. В статье дается обоснование актуальности проблемы подготовки дефектологов нового поколения для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание уделено положительным аспектам и реальным примерам стратегий преподавания дисциплин студентам в формате очного, смешанного и дистанционного обучения. В статье представлены результаты опроса студентов-дефектологов Московского городского педагогического университета о качественном внедрении цифровых и мультимедийных технологий, а также средств дистанционного обучения в образовательный процесс в различных форматах обучения.

Держатели документа:
АКСБ

Доп.точки доступа:
Ярошевич, София Григорьевна

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ОО (1)
Свободны: ОО (1)

Найти похожие

11.


    Ананьева, Елена Владимировна.
    О моделировании социального взаимодействия старших дошкольников в условиях инклюзии / Е. В. Ананьева, С. М. Валявко, С. А. Морозов // Специальное образование. - 2022. - N 2. - С. 143-159
ББК 74.35

Кл.слова (ненормированные):
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ -- СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ -- ИНКЛЮЗИЯ -- СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ -- ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -- ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ -- СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ -- ЗПР -- ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ -- ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА -- ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ -- ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ -- ДОО -- НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИЕСЯ ДЕТИ -- ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -- СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ
Аннотация: В статье анализируется развитие концепции инклюзивного образования в дошкольных учреждениях. Подчеркивается малочисленность исследований специфики эмоционально-личностного развития и формирования социально-коммуникативных компетенций детей с нормальным и с задержанным психическим развитием в условиях инклюзивной среды. Представлен обзор методологических и методических проблем существующих образовательных программ инклюзивного образования, подчеркивается недостаточная разработанность технологии моделирования различных социальных ситуаций, в которых дети с задержанным психическим развитием совершенствуют навыки социального поведения одновременно и совместно с детьми без нарушений психического развития. В качестве решения предлагается к рассмотрению авторская технология моделирования социального взаимодействия старших дошкольников в условиях инклюзивной образовательной среды на базе игровой деятельности, решения исследовательских задач, преодоления проблемных ситуаций, тренинга социально-коммуникативных навыков и др. При таком подходе к любой совместной деятельности дошкольников у специалистов возрастает возможность повысить качество наблюдения за динамикой формирования социальных компетенций у всех участников взаимодействия в условиях инклюзивной группы. Предложенный подход моделирования социального взаимодействия старших дошкольников в условиях инклюзивной среды может быть рассмотрен в качестве перспективного направления по формированию социально-коммуникативных навыков вне зависимости от уровня психического развития каждого ребенка.

Держатели документа:
АКСБ

Доп.точки доступа:
Валявко, Светлана Михайловна; Морозов, Сергей Александрович

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ОО (1)
Свободны: ОО (1)

Найти похожие

12.
74.3
М 24


    Мануйлова, Виктория Викторовна.
    Технология проектирования инклюзивной образовательной среды в организациях среднего профессионального образования / В. В. Мануйлова // Специальное образование. - 2022. - N 2. - С. 160-170
ББК 74.3

Кл.слова (ненормированные):
СТУДЕНТЫ С ОВЗ -- СТУДЕНТЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ -- СТУДЕНТЫ-ИНВАЛИДЫ -- ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА -- СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -- СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ -- ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -- ИНКЛЮЗИЯ -- ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ -- ОВЗ
Аннотация: В статье раскрывается алгоритм создания в профессиональных образовательных организациях всех компонентов инклюзивной образовательной среды, обеспечивающих доступность освоения разработанных для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья программ подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих и служащих в субъектах Российской Федерации. Рассмотрены ключевые аспекты создания инклюзивной образовательной среды в профессиональных образовательных организациях субъектов Российской Федерации для получения лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) среднего профессионального образования. Описаны компоненты, входящие в инклюзивную образовательную среду: предметно-пространственный; информационный; организационно-управленческий; программно-методический (технологический); социальный (отношения в сообществе). Отдельное внимание уделяется рассмотрению ассистивных средств как одного из элементов предметно-пространственной среды, направленного на использование ассистивных технологий в образовательном процессе профессиональной образовательной организации при сопровождении лиц с инвалидностью и ОВЗ. Рассмотрены возможности призванной обеспечить системность формирования доступности образовательной среды профессиональных организаций для обучающихся различных нозологических групп адаптации каждого из компонентов под потребности и особенности лиц с инвалидностью и ОВЗ.

Держатели документа:
АКСБ

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ОО (1)
Свободны: ОО (1)

Найти похожие

13.
74.3
С 16


    Сальникова, Олеся Дмитриевна.
    Интегрированные аналитические результаты диагностико-консультативной работы с контингентом потенциальных абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью / О. Д. Сальникова, М. В. Колокольникова, Е. А. Бугаева // Специальное образование. - 2022. - N 2. - С. 171-183
ББК 74.3

Кл.слова (ненормированные):
АБИТУРИЕНТЫ -- ЛИЦА С ОВЗ -- ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ -- ИНВАЛИДЫ -- ДИАГНОСТИКО-КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА -- ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ -- ОВЗ -- ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ -- ПРОФОРИЕНТАЦИЯ -- ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
Аннотация: В статье представлены обобщенные результаты профдиагностики, проведенной в 2021 году среди потенциальных абитуриентов, имеющих ОВЗ и инвалидность, включающие направления по определению отношения к конкретной нозологической группе, выявлению особых образовательных потребностей, принадлежности к профессиональному типу личности, его соотнесенности с профессиональными предпочтениями и индивидуальными возможностями каждого респондента. Описан сравнительный анализ результатов диагностико-консультативной работы в рамках профориентационной деятельности, проведенной с потенциальными абитуриентами образовательных организаций высшего образования Северо-Кавказского федерального округа за последние два года (2020 и 2021 гг.). Показана динамика и эффективность профориентации в онлайн-формате на основе разработанной ранее технологической базы профконсалтинга, представлены главные его направления. В статье также аккумулированы основные выводы и заключения, включающие два целевых вектора: определение эффективности и значимости проведенной работы для категории потенциальных абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью и для образовательных организаций высшего образования. Для первой категории это помощь в определении идеи и механизмов профвыбора, актуализация мотивационного ресурса личности, осознание собственных ресурсов, возможностей, задатков и соотнесение их с желаемой профессией, учет особых образовательных потребностей и условий профессиональной деятельности. Для второй категории — определение возможных ориентиров в анализе контингента потенциальных абитуриентов и будущих обучающихся с ОВЗ и инвалидностью (сужение представлений), модернизация инклюзивной среды в вузе сообразно особым образовательным потребностям более конкретного контингента.

Держатели документа:
АКСБ

Доп.точки доступа:
Колокольникова, Мария Валерьевна; Бугаева, Елена Андреевна

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ОО (1)
Свободны: ОО (1)

Найти похожие

14.
74.3
П 77


    Приходько, Оксана Георгиевна.
    Музыкальное воспитание детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья / О. Г. Приходько, А. С. Авлова // Специальное образование. - 2022. - N 2. - С. 184-194
ББК 74.3

Кл.слова (ненормированные):
ДЕТИ С ОВЗ -- ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ -- ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА -- МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ -- РАННИЙ ВОЗРАСТ -- МУЗЫКА -- МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -- МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО -- ОВЗ -- ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ -- МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА -- КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
Аннотация: Статья посвящена вопросу музыкального воспитания детей первых лет жизни с нормативным и нарушенным развитием. Отмечается важность периода раннего детства, который характеризуется высокими компенсаторными возможностями и пластичностью детского организма. Подчеркивается огромный потенциал искусства, значительная роль музыки в жизни каждого человека, влияние музыкального искусства на познавательное, речевое, двигательное и социальное развитие нормально развивающихся детей и детей с нарушениями в развитии в процессе оказания им психолого-педагогической помощи. Рассматриваются основы теории и практики музыкального развития детей раннего возраста; этапы становления и виды детской музыкальной деятельности; задачи проведения музыкальных коррекционно-развивающих занятий. Представлены отдельные авторские методики и подходы к развитию детей раннего возраста средствами музыки, подчеркиваются ее эмоциональная сущность и ритмическая организация. Достаточное внимание уделено важности накопленных музыкальных впечатлений, полученных ребенком на самых ранних этапах становления его жизни. Проанализирован музыкальный репертуар детей за несколько десятилетий, описаны детские музыкальные предпочтения и музыкальные интересы их родителей, оказывающие большое влияние на формирование будущей культуры ребенка. Акцентируется внимание на том, что при проведении коррекционно-развивающих музыкальных занятий с детьми раннего возраста с проблемами в развитии большую роль играет тесное взаимодействие педагогов, специалистов сопровождения и родителей детей с ОВЗ, создание специальных условий для полноценного развития каждого ребенка в процессе музыкального восприятия.

Держатели документа:
АКСБ

Доп.точки доступа:
Авлова, Анна Сергеевна

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ОО (1)
Свободны: ОО (1)

Найти похожие

15.
74.3
Ю 15


    Югова, Олеся Вячеславовна.
    Изучение опыта работы и совершенствование профессиональных компетенций специалистов ранней помощи ребенку с нарушениями развития и его семье / О. В. Югова // Специальное образование. - 2022. - N 2. - С. 195-208
ББК 74.3

Кл.слова (ненормированные):
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ -- ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА -- РАННЯЯ ПОМОЩЬ -- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ -- ОПЫТ РАБОТЫ -- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ -- СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ -- СПЕЦИАЛИСТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ -- АНКЕТИРОВАНИЕ -- ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ -- СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ -- ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Аннотация: В статье рассмотрены актуальные вопросы профессиональной подготовки специалистов сопровождения детей первых лет жизни и их родителей. Рассмотрено понятие «профессиональные компетенции» и указаны те из них, которыми должны обладать представители указанного профиля. Затронута тема педагогического сопровождения специалистов. Представлены результаты анкетирования различных специалистов сопровождения, демонстрирующие их опыт и оценку взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с нарушениями развития. Изучено мнение специалистов относительно следующих аспектов, с учетом специализации и стажа работы: степень активности родителей при взаимодействии со специалистами; степень адекватности оценки родителями состояния своих детей; взаимодействуют ли анкетируемые с отцами и другими членами семьи; с каким родительским запросом обращаются к специалистам сопровождения; какие черты характера типичны для родителей детей с нарушениями развития; отмечают ли анкетируемые связь между особенностями родительской позиции и структурой, а также степенью выраженности нарушений детского развития; какие форматы взаимодействия предпочитают семьи; каковы основные проблемы взаимодействия специалистов с родителями детей; выполняют ли члены семьи рекомендации специалистов по воспитанию и развитию ребенка в домашних условиях; испытывают ли специалисты недостаток теоретических знаний и практических навыков работы с детьми с различными нарушениями развития; наблюдаются ли у них признаки профессионального выгорания. Сделан акцент на подготовке специалистов в области ранней помощи ребенку с нарушениями в развитии и его семье; представлен опыт ее реализации в Московском городском педагогическом университете. Определены направления и содержание совершенствования профессиональных компетенций специалистов, в том числе в условиях дистанционного взаимодействия и применения информационно-коммуникационных технологий. Сделан вывод о том, что центральное место в становлении и функционировании системы помощи семьям детей с проблемами в развитии принадлежит системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, оказывающих эту помощь.

Держатели документа:
АКСБ

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ОО (1)
Свободны: ОО (1)

Найти похожие

16.
74.39
Е 45


    Екжанова, Елена Анатольевна.
    Компаративный подход к рассмотрению расстройств аутистического спектра в России и Ираке / Е. А. Екжанова, Х. А. С. Хамзах // Специальное образование. - 2022. - N 2. - С. 209-232
ББК 74.39
Рубрики: РОССИЯ
    ИРАК

Кл.слова (ненормированные):
РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА -- РАС -- ВУТИСТЫ -- АУТИЧНЫЕ ДЕТИ -- КОМПАРАТИВНЫЙ ПОДХОД -- ДЕТСКИЙ АУТИЗМ -- ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -- ИНКЛЮЗИЯ -- ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА -- ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ -- СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ -- НЕЙРОТИПИЧНЫЕ ДЕТИ
Аннотация: За последние несколько лет статистика выявления аутистических расстройств у детей и подростков выросла как в России, так и в Ближневосточном регионе, в частности в Ираке, где с конца ХХ века активно развивается практика организации инклюзивного образования для лиц с различными физическими и психическими нарушениями. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, на сегодняшний день каждый 160-й ребенок в мире имеет диагноз «расстройство аутистического спектра». Современные исследования показывают, что ареалы распространения данного диагноза неравномерно распределены по разным странам мира, что, по мнению ученых, связано с особенностями системы выявления и реабилитации аутистических расстройств в различных регионах планеты, а также с различным вниманием общества к лицам с подобной патологией. Представленная работа посвящена обсуждению проблемы выявления и коррекции расстройств аутистического спектра у детей и взрослых. В статье анализируются узкие и проблемные области коррекционной помощи и реабилитации, приводятся примеры удачных мировых практик поддержки детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). На примере России и Ирака выявляется сходство и различие в развитии инклюзивного процесса, обсуждаются перспективы совершенствования данной работы, намечаются точки соприкосновения в деле отлаживания междисциплинарного, межведомственного, межрегионального и межгосударственного взаимодействия в интересах лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Авторы доказывают, что проблемное поле инклюзивного образования в обеих странах можно разделить по трем основным векторам: организационному, профессиональному и социокультурному. В рамках организационного вектора выявляются проблемы, связанные с созданием специальных образовательных условий, адаптацией программно-методических материалов, приспособлением зданий образовательных организаций для нужд детей с ОВЗ, решением текущих административных вопросов. Профессиональный вектор связан с проблемами подготовки педагогических кадров к работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, налаживанием командного взаимодействия между учителями-предметниками и специалистами службы комплексного сопровождения, мотивационной и психологической неготовностью учителей к работе с детьми, имеющими аутистические расстройства. Социокультурный вектор объединяет большую группу проблем, связанных с необходимостью формирования толерантного отношения к детям и взрослым (разного пола) с расстройствами аутистического спектра, а также подготовку социума к принятию таких лиц для их участия в различных видах образовательного, культурного и социального взаимодействия.

Держатели документа:
АКСБ

Доп.точки доступа:
Хамзах, Хамзах Ася Саллал

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ОО (1)
Свободны: ОО (1)

Найти похожие

17.
88.48
К 57


    Коган, Борис Михайлович.
    Прикладная кинезиология в нейропсихологической коррекции высших психических функций младших школьников / Б. М. Коган, Д. А. Жаков // Специальное образование. - 2022. - N 2. - С. 233-245
ББК 88.48

Кл.слова (ненормированные):
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ -- ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ -- ВПФ -- КИНЕЗИОЛОГИЯ -- КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ -- НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ -- НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ -- НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА -- ДЕТИ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
Аннотация: В статье представлено описание опыта реализации программы групповой нейропсихологической коррекции высших психических функций у младших школьников с использованием техник прикладной кинезиологии, описана программа, использованные методы и техники, представлена экспериментальная проверка гипотезы об эффективности применения техник прикладной кинезиологии в коррекции ВПФ у младших школьников. Авторы описывают программу формирующего эксперимента, особенности выборки исследования, измерительные методики, программу экспериментального воздействия и приводят данные, свидетельствующие об эффективности осуществленных коррекционных воздействий на динамический праксис, реципрокную координацию, слухоречевую память, пространственные представления.

Держатели документа:
АКСБ

Доп.точки доступа:
Жаков, Дмитрий Андреевич

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ОО (1)
Свободны: ОО (1)

Найти похожие

18.
57.30
С 12


    Савельева, Наталья Александровна.
    Особенности довербальной вокализации у плодов и младенцев / Н. А. Савельева, А. Б. Пальчик, Т. П. Калашникова // Специальное образование. - 2022. - N 2. - С. 246-259
ББК 57.30

Кл.слова (ненормированные):
МЛАДЕНЦЫ -- ПЛОД (МЕД.) -- ДОВЕРБАЛЬНАЯ ВОКАЛИЗАЦИЯ -- НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ -- ДОРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Аннотация: Вокализация (В.) является одним из основных поведенческих показателей состояния плода и новорожденного. Классификация В. младенцев, основанная на акустическом анализе, выделяет рефлекторные звуки (плач, беспокойство, смех, дыхание, отрыжка, кашель, сосание) и так называемые протофоны, или речеподобные звуки. Наиболее изученными ранними В. являются смех и крик, свидетельствующие о состоянии дистресса или ситуации социальной игры. Оба вида В. связаны с воздействием провоцирующих факторов, генерируются реже протофонов, и скорость их воспроизведения ниже. Протофоны доминируют в акустической структуре В. в течение первого года жизни. Характеризуются быстротой возникновения, обладают функциональной гибкостью. Не несут коммуникативной функции. Механизм их возникновения эндогенный и связан с активностью центральных паттерн-генераторов. Фило- и онтогенетическое значение протофонов заключается в сигнализации о психофизиологическом состоянии младенца, расширении возможностей физического и эмоционального взаимодействия с помощью вокальной практики. Кроме того, это необходимый прелингвистический этап в эволюции речи. Не исключено, что лепет развивается не только, а может быть и не столько, путем имитации, но и как самоорганизующийся продукт предшествующих протофонов. Дальнейшее изучение вариантов довербальных В. является актуальным направлением научных исследований. Изменение акустических характеристик ранних В. можно использовать в качестве инструмента для оценки и мониторинга состояния здоровья. Выделение типичных и атипичных акустических паттернов может способствовать ранней диагностике девиантных вариантов развития у детей и определения вектора формирования психоречевых функций в дальнейшем.

Держатели документа:
АКСБ

Доп.точки доступа:
Пальчик, Александр Бейнусович; Калашникова, Татьяна Павловна

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ОО (1)
Свободны: ОО (1)

Найти похожие

 
Статистика за 20.05.2024
Название Запросов Посетителей
По видам ресурсов
Всего 44174 267
Электронный каталог АКСБ5460164
Ретро до 2005 года1708120
Аналитика34891238
БД периодических изданий7338
БД книг на флэш-картах1397132
Цифровые говорящие книги с криптозащитой ЛОГОСВОС54896
БД «ПРОФЕССИЯ»9334
По видам поиска
Стандартный 41 35
Расширенный 1 1
Профессиональный 1 1
Cловарь 1 1
Тематический навигатор 3 2
Показано результатов поиска 35632 -
Число посетителей
Всего - 267
Интранет - 0
Заимствовано записей 0 -
КГБУ "Алтайская краевая специальная библиотека для незрячих и слабовидящих",
656031 Алтайский край, г. Барнаул, Папанинцев, 205, факс 8 (3852) 38-34-43, контактное лицо: Гросс Вера Анатольевна тел. 8 (3852) 38-48-80
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)